Сельский автобус и автостанции. Что Вы о них не знали

Когда мы узнали, что в наше село автобус из Хмельницкого ходит три раза в день, испытали скорее смешанные чувства. С одной стороны три раза в день – не так и много, с другой – мы были наслышаны о селах, в которые автобус ходит три раза… в неделю. Или даже четыре раза в месяц! В общем, вариант был не самый лучший, но и не самый худший. Однако, как показала практика, типичный городской житель из мегаполиса имеет весьма смутные представления о сельских автобусах, автостанциях и вообще об общем колорите и правилах передвижения.

 

Сегодня уже можно сказать, что большую часть автобусных кругов ада мы прошли и можем поделиться всей необходимой информацией с будущими переселенцами. Или просто любопытными людьми. )

 

Расписание и время: когда же приезжает и отправляется сельский автобус?

 

Вообще в типичном украинском селе понятие времени и обязательств весьма относительны. То есть, предположим, вы с кем-то о чем-то договариваетесь на конкретный день и даже (!) конкретное время, однако за считанные часы все может кардинально поменяться. И это, что самое интересное, не будет считаться чем-то неприемлемым. В качестве оправдания может фигурировать любая тема, серьезная или не очень.

АС 3 Хмельницкий

Схожая картина наблюдается и с транспортом. Если сельский автобус, к примеру, должен проезжать по этой улице в 7:30, на виртуальной остановке стоит быть желательно в 7:10 или даже в 7:00. При этом бус может показаться на горизонте и в 7:15, и в 7:45 – тут как повезет.

 

Мы слышали о ситуациях, когда даже местные не успевали попасть в салон транспортного средства, так как неправильно рассчитывали условное время прибытия.

 

Маршрут и конечная точка: так куда едем?

 

Однако самый сок начинается, когда автобус «резко» изменяет маршрут следования. Точнее, конечную точку следования. К примеру, зимой дневной автобус решил, что снега слишком много и в наше село он ездить не будет. Приходилось высаживаться в соседнем селе (Вербка-Дерев’яна) и петлять примерно 6 километров. И это еще ничего, в некоторых случаях люди шли все 20, а несколько лет назад одна женщина даже замерзла насмерть в процессе такого марш-броска.

 

Казалось бы, проблема временная, снег немного сойдет и все станет на круги своя. Как бы не так. Потом перевозчик через своего водителя объявил, что дороги в одном месте слишком разбитые, ехать тоже нельзя. Дошло до того, что в дело подключились сельские головы обоих сел, были привлечены бизнесмены (речь идет о компании «Эпицентр») и ямы были кое-как засыпаны.

 

Еще один прикол заключался в следующем. Маршрутка, которая ходит утром и вечером, в соседнее село (Лебедівка) тоже не всегда заезжает. На наш вопрос «Почему?», ответ прозвучал примерно следующий: «Людей там мало и у всех местных есть номер телефона водителя. Если кому надо ехать, звонят и предупреждают, тогда он едет». То есть решили Вы заехать в ту же Лебедівку помиловаться пейзажами или в Вербку-Дерев’яну посмотреть на разрушенную усадьбу польского пана и, как здравомыслящий человек, не стали предупреждать водителя о том, что в Хмельницкий хотелось бы попасть сегодня вечером, не говоря уже о том, чтобы брать его номер телефона. Как нетрудно догадаться, экскурсия Ваша в таком случае немного затянется…

 

И еще один важный момент для этой подрубрики. В некоторых селах и деревнях бывает несколько автобусных остановок. Официальных или нет – это не имеет значения. Так вот иногда автобус может запарковаться там, где Вы его, разумеется, не ждете. Опять же, в нашем случае, когда автобус не едет на Лебедівку, он может остановиться или на холме, или же стать у школы. Где он станет сегодня? Да хер его знает, все зависит от погодных условий и того, сможет ли бусик «забраться» на холм (речь идет только о зиме). Подобные приколы могут быть и в любом другом селе, поэтому всегда спрашивайте у местных особенности курсирования сельского общественного транспорта.

АС 5 Хмельнцкий возле ж/д вокзала

Сегодня буду в городе. Точно. Точно…?

 

Вполне возможно каждый из Вас уже догадался, что даже если все звезды на небе сойдутся, это вовсе не гарантирует наличия сельского автобуса на дороге. Причины? Да какие угодно! Правды ради стоит отметить, что в подавляющем большинстве случаев они действительно уважительные – поломка транспортного средства. Замену иногда перевозчик выставляет, иногда нет. Однако от этого Вам ведь не станет легче, правда? Буквально на днях стали свидетелями ситуации, когда на автостанции объявили о том, что автобус в очередную глушь сломался и, мол, возвращайте билеты в кассу. Где Вы проведете эту замечательную звездную ночь – вопрос как бы открытый. )) А представьте, что Вы все-таки заехали в село и там нет ни автостанции, ни диспетчерской… Ни крыши над головой, в конце концов. Короче на автобус надейся, но сам не плошай (и всегда держи в голове план В).

 

Автостанции для сельских автобусов: хитрости и колорит

 

Хмельницкий, конечно, не центр мирового туризма, да и вообще центр – в смысле областной – как бы за неимением чего-либо значимого в округе. Это особенно заметно, когда посещаешь местечковые автостанции для сельских автобусов. Ощущения, можно сказать, запоминающиеся. ) Сидушки родом из Советского Союза, ящички такого же года производства, часики зеленые электронные иногда можно встретить, сельская публика, пирожки, полуконтрафактная продукция, ветеринарные аптеки, продуктовые магазинчики и товары для села – все это сплетается в незабываемую атмосферу.

 

Впрочем, не об атмосфере будет речь в этой подрубрике. Как только Вы хотите уехать с какой-нибудь автостанции в село, у Вас есть два варианта: легальный и нелегальный. Первый заключается в том, что Вы подходите к кассе и покупаете билеты на сельский автобус официально. Они выйдут, как нетрудно догадаться, дороже. Иногда ощутимо дороже. Второй заключается в том, что Вы просто платите водителю и едете куда надо. Места все равно все занимают как попало, контроля в этом плане фактически нет. Иногда во время разных там «облав» Вам придется по договоренности с водителем маршрутки подождать бус за пределами автостанции  и там уже сесть.

 

А, чуть не забыли. Есть транспортные направления, которые пользуются особым спросом у пассажиров, или же дни Ч (у нас это, предположим, дневной автобус в субботу). Народу на автобус может быть не протолкнуться, в самых плохих вариантах Вы вообще в него не влезете. Поэтому стоит готовиться к посадке заранее, минут за 20-30 где-то. Там всегда образуется своеобразная очередь, туда и нужно стать.

Очередь на сельский автобус

Выводы, итоги

 

Конечно, все это для городского жителя полнейший треш и угар, когда автобус проходит не каждые 5-10 минут, а несколько раз в день, да еще и с разными приколами. Мы, к слову, поэтому и решили купить б/у авто, чтобы хоть как-то обезопасить себя от «невыездного» статуса. Однако на самом деле и так можно жить, со временем привыкаешь и даже подстраиваешься. Проверено украинскими колонистами. ))